Регистрация

Версия для слабовидящих
Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем
Конфуций
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайта https://www.bautina-v-n.ru/

Установите себе мой баннер

Показать код баннера
Проект «Каждому учителю - Профессиональный сайт» (www.teacher-site.ru)
Минобрнауки
Российское образование Федеральный портал
Решу ОГЭ Образовательный портал для подготовки к экзаме
ФИПИ
ссылка на "Инфоурок"
ССылка на электронный педагогический журнал
ссылка на Дневник .ру
грамота.ру
Сейчас на сайте: 2
На форумах нет сообщений

Здравствуйте, ребята! Здесь вы сможете найти для себя много полезного по русскому языку и литературе, а также  материалы  для подготовки к экзаменам: видеоуроки, текстовые документы, тесты, памятки . У вас будет возможность задавать вопросы, касающиеся экзаменов, и получать на них ответы.Успехов вам!


Варианты итогового собеседования по русскому языку. 2019 год.


Итоговое собеседование по русскому языку . 2019г. Типовые варианты под редакцией И. П Цыбулько

Презентация “Собеседование по русскому языку. 2019”( презетация содержит критерии оценивания заданий, пояснения, разбор типового варианта)

Документы (всего: 1)
Документы (всего: 1)
Файлы (всего: 1)
Файлы (всего: 1)
файл
ppt
20.98 MB
собеседование по русскому языку в 9 классе ДОКТОР ЛИЗА.ppt


Данный раздел содержит аудиозаписи изложений из сборника ФИПИ- 2019


Изложение


 

Сжатое изложение

В связи с необходимостью оптимизации процесса проведения ГИА постоянно происходит корректировка структуры и содержания КИМов. Однако экзаменационная работа по русскому языку в 9-м классе (ОГЭ) в последние два года оставалась неизменной.

 

Общеизвестно, что экзаменационная работа в 9-м классе состоит из трёх частей:

  •  часть 1 – написание сжатого изложения;
  •  часть 2 – выполнение тестовых заданий на основе печатного текста;
  •  часть 3 – написание небольшого по объёму сочинения-рассуждения.

Итак, часть 1 (сжатое изложение) сохраняется в структуре итогового экзамена в течение многих лет. И это понятно: с каждым годом увеличивается поток информации, в которой нужно уметь быстро ориентироваться, выбирать главное. Умение уяснить суть, основное в воспринимаемом материале, а также точно и лаконично передать его другим является в таких условиях насущной проблемой современной жизни. А сжатое изложение как раз и побуждает ученика выполнить информационную обработку текста. При этом сжатое изложение, требует не просто мобилизации памяти ученика и внимания к нормам правописания, но и прежде всего умения отбирать существенную информацию, структурировать содержание текста, воспринимаемого на слух.

Опыт показывает, что значительной проблемой при написании сжатого изложения является неспособность ученика правильно определять тему и идею (основную мысль текста), вычленять микротемы. Многие ученики не могут сделать это правильно. Учиться этому необходимо задолго до экзамена.

Сжатое изложение представляет собой не простой пересказ, а новый текст на основе услышанного. Изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию, оно должно передавать информацию первичного текста кратко и обобщённо. Однако, сжимая текст, необходимо помнить, что в новом, создаваемом тексте должны быть отражены основные мысли автора, соблюдена логическая последовательность событий. Кроме того, недопустимы искажения авторской мысли.

Сжатое изложение считается наиболее трудным видом работы. Это объясняется тем, что при написании сжатого изложения необходимо осуществить компрессию (сжатие) воспринятой информации, в результате чего добиться построения такого текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальном использовании речевых средств.

Кратко изложить прослушанный текст – сложное задание, поэтому рекомендуется сначала поработать с текстом, который можно увидеть, прочитать. Текст, визуально воспринимаемый, удобен для первого этапа обучения сжатому изложению, на нём достаточно легко отрабатываются различные приёмы компрессии.

Последовательность работы при визуальном восприятии текста

1. Прочитать исходный текст.

2. Сформулировать основную тему и идею текста (о чём текст? Что хотел сказать автор?).

3. Подчеркнуть ключевые слова и предложения.

4. Выделить в тексте микротемы или сформулировать их самостоятельно.

5. Выделить в тексте компоненты (слова, словосочетания, предложения), которые можно подвергнуть компрессии.

6. Используя различные способы сжатия, сократить текст.

7. Проверить наличие в тексте изложения всех микротем, их последовательность и точность передачи каждой из них.

8. Проверить связь между частями изложения.

9. Проверить наличие авторского замысла.

10. Проверить изложение с содержательной стороны, тщательно проверить текст на наличие грамматических и пунктуационных ошибок.

11. Написать сжатое изложение. 

Последовательность работы при восприятии текста на слух

1. Прослушать исходный текст.

2. Сформулировать основную тему и идею текста (о чём текст? Что хотел сказать автор?).

3. Зафиксировать последовательность событий, рассуждений:

а) в повествовании – начало события, его ход, кульминация, конец;

б) в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки;

в) в рассуждении – общие положения, аргументы, доказательства, вывод.

4. Составить подробный план текста, выделяя микротемы каждой части текста.

5. Выбрать способы компрессии для каждой части текста.

6. Используя выбранные способы, сократить текст, сохраняя главную информацию и все микротемы.

7. Проверить смысловую и грамматическую связь между частями изложения, а также наличие исходного авторского замысла.

8. Написать сжатое изложение.

9. Перечитать полученный текст и посчитать количество слов (их должно быть не менее 70). Если объём меньше, надо определить ту часть, которую можно расширить.

10. Проверив изложение с содержательной стороны, тщательно проверить текст на наличие грамматических, речевых, орфографических и пунктуационных ошибок.

11. Написать сжатое изложение.

Файлы (всего: 1)
Файлы (всего: 1)
файл
ppt
1.7 MB
Способы сжатия текста. ОГЭ..ppt

Сочинения-рассуждения по заданию 15.1


 

Написать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту из части 2 требуется в части 3 экзаменационной работы по русскому языку, представляющей собой три задания (15.1, 15.2 или 15.3). Приступая к выполнению части 3 работы, необходимо выбрать одно из трёх заданий и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ.

Здесь приводятся возможные варианты сочинений-рассуждений при выполнении задания 15.1.

Вариант 1Раскройте смысл высказывания, взятого из Большого справочника русской грамматики:

«Междометия – эмоциональные сигналы, выражающие реакцию говорящего на ситуацию».

Междометие – это часть речи, при помощи которой мы выражаем различные чувства, настроения и побуждения, не называя их. Междометия играют важную роль в предложении и часто как нельзя лучше помогают нам, когда не хватает слов для выражения своих эмоций и состояний (предложение 36). На первый взгляд междометия могут показаться бессмысленными коротенькими словами, без которых, казалось бы, легко можно обойтись, но бывают ситуации, когда простыми словами невозможно объяснить что происходит в душе. Здесь нам и помогают междометия. При этом, произнося некоторые звуки, вроде: ах и ох (предложение 49), мы уверены, что окружающие нас всё равно поймут.

Вариант 2. Раскройте смысл высказывания Дитмара Эльяшевича Розенталя:

«Употребление экспрессивной лексики создаёт возможность лаконично выразить отношение говорящего к высказываемому».

Известный лингвист Д. Розенталь утверждал: «Употребление экспрессивной лексики создаёт возможность лаконично выразить отношение говорящего к высказываемому».

Действительно, у всех языков есть одна главная задача – помочь людям понять друг друга при общении. Без языка невозможны жизнь человека, людей, общества, развитие науки, техники, искусства.

Язык данного текста прост и доступен, и в то же время эмоционален и выразителен. Так, обращает на себя внимание лексика текста. Человек, тонко чувствующий слово, В. Железняков наряду с общеупотребительной лексикой  (глаза, взгляд, лицо, ребята)  использует элементы разговорного стиля (облез малость, садани по роже, витал, Ленка, Димка). Одной из особенностей языка является обилие однородных членов (предложения 1, 3), с помощью которых автор добивается удивительной экспрессивности и точности образов.

Интересен строй изобразительно-выразительных средств авторской речи. Писатель использует чудные эпитеты («осуждающие глаза», «незавидная картинка», «Железная Кнопка», «собственный ужас»), ёмкие метафоры («голос задрожал от негодования», «кольцо непроходимого леса рук», «ветер прошлого хлестал её по лицу»). Вопросно-ответная и восклицательная форма изложения делает повествование не только убедительным, но и информационно-насыщенным.

Ясность и доступность изложения достигается автором при помощи использования синтаксических конструкций разных типов. Мы находим в тексте простые предложения (№ 18, 19, 20),  предложения с обособленными определениями (№ 42) и обстоятельствами (№ 4); сложные предложения разных типов: сложносочинённые (№ 2, 13, 34), сложноподчинённые (№ 2, 45), предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями (№ 14).

Таким образом, «употребление экспрессивной лексики создаёт возможность лаконично выразить отношение говорящего к высказываемому».

Вариант 3. Раскройте смысл высказывания И. В. Артюшкова:

«Сферой употребления вопросительных предложений является диалог, поскольку основное назначение их – поиск неизвестной информации, а это возможно только в диалогической речи».

В основе данной точки зрения лежит мысль о том, что, общаясь, люди задают друг другу множество самых разных вопросов. И это понятно, ведь вопросы помогают человеку познать неизвестное. Вопросы формулируются в виде вопросительных предложений и, как правило, употребляются в разговоре двух лиц, то есть в диалоге. Это и утверждает в своём высказывании И. В. Артюшков. Подтверждением тому является и текст Р. Госман, где, например, в предложении 22 знакомая задаёт Ольге вопрос: «А ты что, в самом деле пишешь стихи?» Это вопросительное предложение относится к тем вопросам, на которые в диалоге ожидают услышать утвердительный или отрицательный ответ. А вот в предложении 27 задаётся вопрос, отражающий внутренний диалог в форме вопросительного предложения, на который не ожидается ответа: «Что же делать, как же узнать – правда ли это всё?»

Таким образом, прав И. В. Артюшков, утверждавший, что «сферой употребления вопросительных предложений является диалог, поскольку основное назначение их – поиск неизвестной информации, а это возможно только в диалогической речи».

Вариант 4. Раскройте смысл высказывания известного лингвиста Л. Успенского:

«Язык – удивительное орудие, посредством которого люди передают друг другу свои мысли».

Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, предают друг другу свои мысли.  Язык относится к тем общественным явлениям, которые существуют на всём протяжении развития человеческого общества. Главное назначение языка – служить средством общения людей. Язык неразрывно связан с мышлением, сознанием человека, служит средством формирования и выражения мыслей и чувств человека.

Язык выполняет много функций. Например, экспрессивная функция, когда говорящий выражает своё отношение к тому, что сообщается в высказывании не только словами, но и интонацией, тембром и темпом речи (предложения 22, 23). Радость при встрече, приветливость, дружеское участие или, наоборот, недоброжелательность, раздражение, вражда – это огромное множество оттенков выражения состояния человека посредством языка (предложение 62).

Однако основное назначение языка – служить общению людей и быть средством выражения мысли.

Язык как средство общения – это мышление «на людях», для всех. Язык как средство мышления – это общение с самим собой, внутренний диалог (предложения 14, 15), спор с собой или согласие. Эти назначения языка неразрывно связаны между собой. 

Вариант 5. Раскройте смысл высказывания русского писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина:

Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются.

«Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются», – писал  в 19 веке М. Е. Салтыков-Щедрин.

В основе данного утверждения лежат нормы синтаксиса и грамматики, а также правила пунктуации,  позволяющие нам в письменной речи полно, чётко и внятно выразить мысль.

Например, Т. Устинова в тексте о нелёгкой судьбе мальчика по имени Тимофей использует восклицательное предложение (№ 17), которое произносится с особой интонацией, которая выражается в предельной эмоциональности. Автор тем самым  подводит к  мысли, что Тимофей чувствует себя униженным и оскорблённым предложением Маши съесть мороженое.

А потом Маша вышла замуж и уехала. Однако перед расставанием она сказала Тимофею, что хотела бы взять его с собой, но не может. Чтобы  убедиться в понимании Тимофеем причины предстоящей разлуки, Маша спрашивает его: «Ты понимаешь?» По цели высказывания предложение 23 является вопросительным, что подчёркивается вопросительным знаком на конце.

Таким образом, с высказыванием М. Е. Салтыкова-Щедрина, считавшего, что синтаксис, грамматика и знаки препинания «повинуются» мысли, нельзя не согласиться.

Вариант 6. Раскройте смысл высказывания, взятого из Литературной энциклопедии: «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев».

В литературной энциклопедии утверждается, что «заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев». Можно ли согласиться с этим утверждением?

Чтобы ответить на данный вопрос нужно обратиться к понятию диалога и вспомнить, что диалог как разговор двух или нескольких лиц отражает мысли и желания говорящих, учитывая при этом их малейшие нюансы, такие как воспитание, сдержанность, пылкость, культуру речи и мн. др.

Поэтому нельзя не согласиться с приведённым высказыванием о том, что непосредственный диалог героев друг с другом является лучшим способом передать суть разговора и внести необходимые оттенки в беседу, это лучшее средство раскрыть характер героев, их основные мысли, настроение. В приведённом тексте, например, при расставании Маленького принца с Лисом, интонация выражает эмоциональное состояние героя (предложение 38). Большое значение имеет и тема беседы. Герои говорят о дружбе и сердечности взаимоотношений. Именно эта мысль заложена в предложении 52: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил».

Таким образом, мы убедились, что именно диалог волнует читателя, оказывает на него неизгладимое впечатление и пробуждает интерес к произведению.


Как самостоятельно написать сочинение


Несколько полезных советов

Сочинение – это вид творческого задания, письменная самостоятельная работа учащихся; изложение собственных мыслей, переживаний, суждений, намерений. Оно рассматривается как упражнение для развития связной речи и умений построения текста.

Приступая к самостоятельному написанию сочинения по литературе, полезно твёрдо усвоить несколько общих правил и принципов, подсказанных многолетним опы­том работы.

1. Чем внимательнее вы прочитаете тексты художествен­ных произведений, тем лучше. Не полагайтесь на прочитан­ное «когда-то», постарайтесь перечитать программные про­изведения ещё раз.

2. Чем больше вы будете знать наизусть поэтических про­изведений, тем лучше. Не обязательно заучивать длинные стихотворения на­изусть целиком, это могут быть отдельные строфы, строчки.

3. По возможности не ограничивайте свой круг чтения только программной литературой. Хорошо, когда ученик цитирует или упоминает (к месту, конечно!) произведения вне программы: «Полтаву» Пушкина, «Нос» Гоголя, «Анну Каренину» Толстого...

Но и не разбрасывайтесь! Агату Кристи или «Гарри Поттера» можно прочитать и потом.

4. Читайте осмысленно. Помните, что в произведении ва­жен не только сюжет, но и всё остальное:пейзажи, портре­ты, детали, манера речи героев и т. п. Старайтесь отмечать для себя эти художественные особенности, кстати, так легче запо­мнить нужный материал. Особый вопрос – о лирических произведениях. Их надо читать совсем не так, как роман, повесть или пьесу. Для лирического произведения важно в первую очередь уловить его основное «настроение», эмоциональный тон, пафос, а также понять, какой смысл (иногда очень скрытый) содержится в нём. Полезно также определить, каким стихотворным разме­ром написано произведение, каковы особенности художест­венной речи, какиеприёмы применяет автор. Для понимания лирического произведения его приходится иногда прочитать не один раз. Читать не только глазами, но и душой – этот принцип особенно важен для лирических произведений. Чи­тая лирику, постоянно устраивайте себе «мини-экзамен»: прочитайте стихотворение, закройте книгу и спросите себя: «Что я могу сказать об этом произведении?»

А теперь все термины, выделенные здесь курсивом, най­дите в Словарике и выясните их точный смысл. Тогда вы дей­ствительно сможете читать литературу с толком и пользой.

5. Перед началом работы над текстом внимательно про­чтите соответствующий раздел этой статьи. Его вопросы помогут вам понять, на что надо обратить особое внимание.

6. Чем больше вы напишете во время подготовки письмен­ных работ, тем лучше. Вам необходимо «набить руку», чтобы ясно и свободно излагать свои мысли на бумаге, описывать ге­роев, приводить примеры и т. п. Не обязательно это должны быть сочинения, хотя и их надо писать регулярно (минимум раз в месяц, лучше чаще), могут быть и другие виды работ (см. «Формы тренировочных письменных упражнений»).

7. Во время подготовки не старайтесь облегчить себе жизнь. Выбирайте самые трудные темы и вопросы, приучай­те себя преодолевать неожиданные сложности. Тяжело в уче­нии – легко в бою.

8. Не бойтесь ошибиться, но все замеченные ошибки и недочёты исправляйте сознательно и вдумчиво. Не ошибает­ся только тот, кто ничего не делает, но на ошибках учатся не тогда, когда их совершают, а тогда, когда их исправляют.


Теория для выполнения Части 2 ОГЭ


Документы (всего: 1)
Документы (всего: 1)

Образовательное видео



Тренажёры по русскому языку


Файлы (всего: 4)
Файлы (всего: 4)
файл
odp
535.36 KB
Русский язык. ОГЭ.odp
файл
ppt
965.5 KB
Причастный оборот.ppt
файл
pptx
572.4 KB
Члены предложения.pptx
файл
ppt
1.8 MB
Орфография.ppt

Ссылки на словари-онлайн русского языка


Орфографический словарь http://grammota.com/dictionary/orfograficheskiy-slovar-russkogo-yazyka-onlayn

paronymonline.ru — онлайн-словарь паронимов русского языка

Словарь  синонимов http://vslovare.ru/slovar/slovar-sinonimov

Современный онлайн словарь русского языка ЕфремовойТ.Ф.http://slovonline.ru/slovar_efremova/

Словообразовательно-морфемный словарь
русского языка
 http://old.kpfu.ru/infres/slovar1/slov.htm

Словарь однокоренных слов http://slovonline.ru/slovar_el_slova_odnokorennue/

Словарь эпитетов http://www.onlinedics.ru/slovar/epitet.html

Словарь ударений http://accentonline.ru/

http://www.gramma.ru/RUS/?id=2.0&PHPSESSID=e079d90df71cb99603444799553a2c0c

Толковый словарь В.И. Даля http://vslovare.ru/slovar/slovar-dalja

Толковый словарь Ефремова http://vslovare.ru/slovar/tolkovjyij-slovar-efremovoij

Толковый словарь Ожегова http://vslovare.ru/slovar/tolkovjyij-slovar-ozhegova

Толковый словарь под редакцией Ушакова http://slovonline.ru/slovar_ushakov/