Регистрация

Версия для слабовидящих
Детей не отпугнешь суровостью, они не переносят только лжи
Лев Николаевич Толстой
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайта https://www.bautina-v-n.ru/

Установите себе мой баннер

Показать код баннера
https://resh.edu.ru/
Проект «Каждому учителю - Профессиональный сайт» (www.teacher-site.ru)
Минобрнауки
Российское образование Федеральный портал
Решу ОГЭ Образовательный портал для подготовки к экзаме
ФИПИ
ссылка на "Инфоурок"
ССылка на электронный педагогический журнал
ссылка на Дневник .ру
грамота.ру
Разговоры о важном
Сейчас на сайте: 1
https://единыйурок.рф/
На форумах нет сообщений

Изложение


 

Сжатое изложение

В связи с необходимостью оптимизации процесса проведения ГИА постоянно происходит корректировка структуры и содержания КИМов. Однако экзаменационная работа по русскому языку в 9-м классе (ОГЭ) в последние два года оставалась неизменной.

 

Общеизвестно, что экзаменационная работа в 9-м классе состоит из трёх частей:

  •  часть 1 – написание сжатого изложения;
  •  часть 2 – выполнение тестовых заданий на основе печатного текста;
  •  часть 3 – написание небольшого по объёму сочинения-рассуждения.

Итак, часть 1 (сжатое изложение) сохраняется в структуре итогового экзамена в течение многих лет. И это понятно: с каждым годом увеличивается поток информации, в которой нужно уметь быстро ориентироваться, выбирать главное. Умение уяснить суть, основное в воспринимаемом материале, а также точно и лаконично передать его другим является в таких условиях насущной проблемой современной жизни. А сжатое изложение как раз и побуждает ученика выполнить информационную обработку текста. При этом сжатое изложение, требует не просто мобилизации памяти ученика и внимания к нормам правописания, но и прежде всего умения отбирать существенную информацию, структурировать содержание текста, воспринимаемого на слух.

Опыт показывает, что значительной проблемой при написании сжатого изложения является неспособность ученика правильно определять тему и идею (основную мысль текста), вычленять микротемы. Многие ученики не могут сделать это правильно. Учиться этому необходимо задолго до экзамена.

Сжатое изложение представляет собой не простой пересказ, а новый текст на основе услышанного. Изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию, оно должно передавать информацию первичного текста кратко и обобщённо. Однако, сжимая текст, необходимо помнить, что в новом, создаваемом тексте должны быть отражены основные мысли автора, соблюдена логическая последовательность событий. Кроме того, недопустимы искажения авторской мысли.

Сжатое изложение считается наиболее трудным видом работы. Это объясняется тем, что при написании сжатого изложения необходимо осуществить компрессию (сжатие) воспринятой информации, в результате чего добиться построения такого текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальном использовании речевых средств.

Кратко изложить прослушанный текст – сложное задание, поэтому рекомендуется сначала поработать с текстом, который можно увидеть, прочитать. Текст, визуально воспринимаемый, удобен для первого этапа обучения сжатому изложению, на нём достаточно легко отрабатываются различные приёмы компрессии.

Последовательность работы при визуальном восприятии текста

1. Прочитать исходный текст.

2. Сформулировать основную тему и идею текста (о чём текст? Что хотел сказать автор?).

3. Подчеркнуть ключевые слова и предложения.

4. Выделить в тексте микротемы или сформулировать их самостоятельно.

5. Выделить в тексте компоненты (слова, словосочетания, предложения), которые можно подвергнуть компрессии.

6. Используя различные способы сжатия, сократить текст.

7. Проверить наличие в тексте изложения всех микротем, их последовательность и точность передачи каждой из них.

8. Проверить связь между частями изложения.

9. Проверить наличие авторского замысла.

10. Проверить изложение с содержательной стороны, тщательно проверить текст на наличие грамматических и пунктуационных ошибок.

11. Написать сжатое изложение. 

Последовательность работы при восприятии текста на слух

1. Прослушать исходный текст.

2. Сформулировать основную тему и идею текста (о чём текст? Что хотел сказать автор?).

3. Зафиксировать последовательность событий, рассуждений:

а) в повествовании – начало события, его ход, кульминация, конец;

б) в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки;

в) в рассуждении – общие положения, аргументы, доказательства, вывод.

4. Составить подробный план текста, выделяя микротемы каждой части текста.

5. Выбрать способы компрессии для каждой части текста.

6. Используя выбранные способы, сократить текст, сохраняя главную информацию и все микротемы.

7. Проверить смысловую и грамматическую связь между частями изложения, а также наличие исходного авторского замысла.

8. Написать сжатое изложение.

9. Перечитать полученный текст и посчитать количество слов (их должно быть не менее 70). Если объём меньше, надо определить ту часть, которую можно расширить.

10. Проверив изложение с содержательной стороны, тщательно проверить текст на наличие грамматических, речевых, орфографических и пунктуационных ошибок.

11. Написать сжатое изложение.

Файлы (всего: 1)
Файлы (всего: 1)
файл
ppt
1.7 MB
Способы сжатия текста. ОГЭ..ppt

Комментарии: